![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
{марксизм для чайников, новейшие поступления :) }
И здесь возникает вопрос из будущего - “Кто будет собирать ульмотроны?”
Ещё в работе “Полит-экономическое единство материального и идеального” назрела необходимость отдельно разобрать связь отчуждения и коммунизма. Не потому что тема популярна(список будет?) и насущна, а потому что даже в совершенно замечательных работах, в частности обильно цитируемой ниже “Критике черно-белого коммунизма”, допускают искажения в понимание категории товара и отчуждения, что неизбежно искажает вполне логичное развитие мысли, ибо оно начинает идти вне исторической практике и самого понятия отчуждения, наделяемого подчас некоторыми марксистами под влиянием социо-психологов прямо‑таки мистическими свойствами.
В итоге логика приводит к странному выводу, коммунистический способ производства исключает или возможен только там, где невозможно или ликвидировано отчуждение и даже само участие человека в системе разделения труда РТ. Грубо говоря коммунизм есть мир учёных и роботов, так как под отчуждением и производством в первую очередь понимается чисто механическое представление процессов, а вот влияние отчуждение на человека рассматривается уже как мощная чисто перманентная подсознательная нервно-психическая травма, аналогичная реакции шопоголиков на товарный дефицит :) , встающая яки нематериальная твердь на пути строителей коммунизма. А так ли это?
“Производство товаров, и это особенно очевидно в индустриальном производстве, производит отчужденные продукты отчужденным трудом. Т.е. продукты труда уже заранее, самим процессом производства отчужденны от производителя, который может даже не знать, что там, в конечном счете, будет. Он знает только свой маленький кусочек монотонного труда.”
Уже здесь есть неточности, поясним:
- Конечно отчуждение есть в любом товарном производстве, хоть единичном, но не в любом производстве, что сегодня встречается в натуральном (дачном например) хозяйстве или приводимой в пример автором науке.
- Отчужденным товар становится не потому, что он производится отчуждённым трудом, а потому что вещи, предметы впитавшие в себя труд, становятся товарами, да и сам труд выступает как отчуждённый, когда покупается как товар(рабочая сила).
- Сами моменты когда товар становится отчужденным, и когда собственно сам труд овеществляется, впитывается товаром, суть различны.
Кстати, овеществляется совсем не обязательно означает материализуется (это распространённая ошибка), а просто значит что труд изменяет потребительную стоимость товара, т.е. потребительские качества (что совсем не означает только физическое изменение), это наглядно видно на примере песен, программ и иных интеллектуальных продукта. Массовое индустриальное производство, как раз скрывает этот момент, и тем более лишнее здесь упоминание монотонного труда, он неизбежен в очень многих видах той же научной работы.
“И тут даже не в собственности дело. Пускай завод через акционирование принадлежит рабочим, ситуация точно такая же – абстрактный труд и отчужденные продукты никуда не делись. Таково свойство этого уровня развития производительных сил и способа производства в целом.”
А дело то именно в собственности, к примеру - ваша ипотека аннулирована, т.е. дом отчуждён вместе с вашими ремонтами, обустройствами, он снова стал товаром и обрёл меновую стоимость, хотя физически вы ещё вполне можете находится в нём, а можете и остаться например сняв его в аренду.
Т.е. отчуждение это активное отражение в правовом поле существующих социально-экономических отношений в обществе между его субъектами, иначе говоря это способ частного выделения и включения индивидуального, личного, в систему общественного разделение труда (РТ)..
Иначе говоря отчуждение это феномен частного способа производства, и/или развития производительных сил на основе частной собственности. Таким образом отчуждение понятие в основе своей правовое и социальное, что собственно не делает её преодоление проще, но хотя бы сущностно понятней, надо менять отношения, а не ждать когда роботы возьмут на себя всё индустриальное производство.
“На самом деле социальные отношения изменятся не потому, что изменится психология, а изменение психологии станет следствием изменения социальных отношений. … долгие века труд был абстрактным, а продукты труда, вещи – отчужденными. Такое положение есть результат разделения труда. … Т.е. для того, что бы восторжествовали коммунистические отношения, должны ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ стать другие формы труда, неотчужденного по самой своей сути, и продукты труда, по сути неотчуждаемые и сопротивляющиеся попыткам отчуждения.”
Энгельс как-то написал (вспомнить бы где?), что при коммунизме уже сознание будет во многом определять бытие, очевидно что такой переход произойдет не вдруг, а по мере развития производительных сил и влияние самосознания, самоидентификации человека всё больше будет опосредовать бытие т.е. “вдруг” психология не изменится, в явном или извращенном виде мы должны и наблюдаем их уже сейчас, в том же росте гуманистических и социальных правовых и бытовых норм.
Формы труда важны, но не первичны, ведь отчуждённый труд это труд по найму, покупаемый как товар, как рабочая сила, да и сам по себе в марксизме этот труд в полит-экономическом смысле, есть труд тогда, когда он является единственным, необходимым условием выживания индивида, и наоборот в этом смысле полностью освобождённый труд - труд определяющий собственное бытие человека.
“И такие формы труда давно есть! В первую очередь это научный труд. Когда производство, и об этом писал Маркс, приобретет научный характер, когда наука, как говорили в СССР, станет не просто производительной силой, но основной производительной силой, можно будет говорить о переходе в коммунистическую формацию.”
Здесь из формы выводится неотчуждаемость, не поспешно ли? К предыдущим замечанием по труду прибавлю, что капитализм всю свою историю прекрасно справлялся и справляется с капитализацией научного знания и отчуждением результатов труда учёных, мало того по мере роста узкой специализации и капиталоёмкости науки, процесс в значительной степени упрощается. Интересно также, что на долю СССР приходилось 20% научных работников Земли, не обсуждая их научный вклад, отметим их способность к самоорганизации и консолидации против контрреволюции, да и просто гражданское и критическое отношение к реставрации капитализма, от среднемещанского отличалось не сильно, т.е. сама по себе научная форма труда никакие коммунистические отношения не производит.
“В общем, при коммунизме рыночного обмена не будет не потому, что люди станут и друзьями все со всеми, а потому, что сами продукты господствующих в коммунистическом обществе форм труда будет немыслимо обменивать.”
А так ли они не отчуждаемы и что это за продукты науки и творчество, что обмениваться ими станет затруднительно, как представляется выше? Неужели НТР и развитие производительных сил не позволяет это сделать современному праву? Сразу отметим, что и те и другие в основном отчуждаются в виде информации (данных) и технические возможности контроля её движения и использования неуклонно количественно и качественно растут, и что немаловажно дешевеют.
Удивительно также, что авторы коммунистических моделей, упускают что обмен в чистом виде с внешним “миром”, в его почти натуральном виде всё более и более исчезает из видимых экономических отношений, а роль РТ растёт, да есть мнения что его положительная роль сегодня почти исчерпана, но ведь продукт то становится товаром не оттого что он элемент РТ, а от частного способа организации этого РТ, общественного по своей сути, что и должны сделать явным новые общественные отношения. Как это будет происходить? У нас есть только один практический опыт - опыт СССР, который мы пока совершенно недостаточно изучаем, а подавляющая часть и социальных и правовых проблем отчуждения решалось там в правильном направлении.
Ну хорошо скажет настойчивый читатель, а чем собственно плохо отчуждение в быту, откуда возникает его социально-бытовое отрицание, в чем его вредность. Вопрос справедливый, но ответ будет коротким (чай полночь уже) - неравным обменом, т.е.объективным или субъективным недовольством оценки своего труда рабочим, которое наблюдалось и при “уравниловке” в СССР и в отсутствии оной.
Кратко. Полное снятие отчуждения невозможно и вредно, ибо предполагает отчуждение человека от общества, окончательный отказ от вполне человеческого желания поделиться с плодами своего труда. Капитализм снимает отчуждение через деньги, индивидуализацию стоимостной оценки конкретной рабочей силы, расширение удовлетворения лже-человеческих потребностей.
Коммунизм, как процесс положительно снимает отчуждение через ликвидацию его внешнего товарного и денежного проявления, через метаморфоз найма при социализме (вполне работало в СССР), в возврате где это возможно права распоряжения продуктами впитавшими часть собственного труда, например как возможность брать работником требуемое на личное потребление нужное кол-во “коврижек” с производства коврижек, что в СССР часто или игнорировалось или реализовывалось в извращённой форме, уменьшение рабочего дня и т.д. и т.п. шаги по ликвидации институтов и рудиментов частной собственности, собственно и являющихся главной основой отчуждения.
ЗЫ
Пока лень проверять орфографию, утро вечеро мудренее, да и лучше научится короче писать. :-)
И здесь возникает вопрос из будущего - “Кто будет собирать ульмотроны?”
Ещё в работе “Полит-экономическое единство материального и идеального” назрела необходимость отдельно разобрать связь отчуждения и коммунизма. Не потому что тема популярна(список будет?) и насущна, а потому что даже в совершенно замечательных работах, в частности обильно цитируемой ниже “Критике черно-белого коммунизма”, допускают искажения в понимание категории товара и отчуждения, что неизбежно искажает вполне логичное развитие мысли, ибо оно начинает идти вне исторической практике и самого понятия отчуждения, наделяемого подчас некоторыми марксистами под влиянием социо-психологов прямо‑таки мистическими свойствами.
В итоге логика приводит к странному выводу, коммунистический способ производства исключает или возможен только там, где невозможно или ликвидировано отчуждение и даже само участие человека в системе разделения труда РТ. Грубо говоря коммунизм есть мир учёных и роботов, так как под отчуждением и производством в первую очередь понимается чисто механическое представление процессов, а вот влияние отчуждение на человека рассматривается уже как мощная чисто перманентная подсознательная нервно-психическая травма, аналогичная реакции шопоголиков на товарный дефицит :) , встающая яки нематериальная твердь на пути строителей коммунизма. А так ли это?
1. Производство товаров
“Производство товаров, и это особенно очевидно в индустриальном производстве, производит отчужденные продукты отчужденным трудом. Т.е. продукты труда уже заранее, самим процессом производства отчужденны от производителя, который может даже не знать, что там, в конечном счете, будет. Он знает только свой маленький кусочек монотонного труда.”
Уже здесь есть неточности, поясним:
- Конечно отчуждение есть в любом товарном производстве, хоть единичном, но не в любом производстве, что сегодня встречается в натуральном (дачном например) хозяйстве или приводимой в пример автором науке.
- Отчужденным товар становится не потому, что он производится отчуждённым трудом, а потому что вещи, предметы впитавшие в себя труд, становятся товарами, да и сам труд выступает как отчуждённый, когда покупается как товар(рабочая сила).
- Сами моменты когда товар становится отчужденным, и когда собственно сам труд овеществляется, впитывается товаром, суть различны.
Кстати, овеществляется совсем не обязательно означает материализуется (это распространённая ошибка), а просто значит что труд изменяет потребительную стоимость товара, т.е. потребительские качества (что совсем не означает только физическое изменение), это наглядно видно на примере песен, программ и иных интеллектуальных продукта. Массовое индустриальное производство, как раз скрывает этот момент, и тем более лишнее здесь упоминание монотонного труда, он неизбежен в очень многих видах той же научной работы.
2. Понятие отчуждения.
“И тут даже не в собственности дело. Пускай завод через акционирование принадлежит рабочим, ситуация точно такая же – абстрактный труд и отчужденные продукты никуда не делись. Таково свойство этого уровня развития производительных сил и способа производства в целом.”
А дело то именно в собственности, к примеру - ваша ипотека аннулирована, т.е. дом отчуждён вместе с вашими ремонтами, обустройствами, он снова стал товаром и обрёл меновую стоимость, хотя физически вы ещё вполне можете находится в нём, а можете и остаться например сняв его в аренду.
Т.е. отчуждение это активное отражение в правовом поле существующих социально-экономических отношений в обществе между его субъектами, иначе говоря это способ частного выделения и включения индивидуального, личного, в систему общественного разделение труда (РТ)..
Иначе говоря отчуждение это феномен частного способа производства, и/или развития производительных сил на основе частной собственности. Таким образом отчуждение понятие в основе своей правовое и социальное, что собственно не делает её преодоление проще, но хотя бы сущностно понятней, надо менять отношения, а не ждать когда роботы возьмут на себя всё индустриальное производство.
3. Отчуждённый труд
“На самом деле социальные отношения изменятся не потому, что изменится психология, а изменение психологии станет следствием изменения социальных отношений. … долгие века труд был абстрактным, а продукты труда, вещи – отчужденными. Такое положение есть результат разделения труда. … Т.е. для того, что бы восторжествовали коммунистические отношения, должны ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ стать другие формы труда, неотчужденного по самой своей сути, и продукты труда, по сути неотчуждаемые и сопротивляющиеся попыткам отчуждения.”
Энгельс как-то написал (вспомнить бы где?), что при коммунизме уже сознание будет во многом определять бытие, очевидно что такой переход произойдет не вдруг, а по мере развития производительных сил и влияние самосознания, самоидентификации человека всё больше будет опосредовать бытие т.е. “вдруг” психология не изменится, в явном или извращенном виде мы должны и наблюдаем их уже сейчас, в том же росте гуманистических и социальных правовых и бытовых норм.
Формы труда важны, но не первичны, ведь отчуждённый труд это труд по найму, покупаемый как товар, как рабочая сила, да и сам по себе в марксизме этот труд в полит-экономическом смысле, есть труд тогда, когда он является единственным, необходимым условием выживания индивида, и наоборот в этом смысле полностью освобождённый труд - труд определяющий собственное бытие человека.
4. Неотчуждённый труд, сиречь научный труд
“И такие формы труда давно есть! В первую очередь это научный труд. Когда производство, и об этом писал Маркс, приобретет научный характер, когда наука, как говорили в СССР, станет не просто производительной силой, но основной производительной силой, можно будет говорить о переходе в коммунистическую формацию.”
Здесь из формы выводится неотчуждаемость, не поспешно ли? К предыдущим замечанием по труду прибавлю, что капитализм всю свою историю прекрасно справлялся и справляется с капитализацией научного знания и отчуждением результатов труда учёных, мало того по мере роста узкой специализации и капиталоёмкости науки, процесс в значительной степени упрощается. Интересно также, что на долю СССР приходилось 20% научных работников Земли, не обсуждая их научный вклад, отметим их способность к самоорганизации и консолидации против контрреволюции, да и просто гражданское и критическое отношение к реставрации капитализма, от среднемещанского отличалось не сильно, т.е. сама по себе научная форма труда никакие коммунистические отношения не производит.
5. Знание и информация
“В общем, при коммунизме рыночного обмена не будет не потому, что люди станут и друзьями все со всеми, а потому, что сами продукты господствующих в коммунистическом обществе форм труда будет немыслимо обменивать.”
А так ли они не отчуждаемы и что это за продукты науки и творчество, что обмениваться ими станет затруднительно, как представляется выше? Неужели НТР и развитие производительных сил не позволяет это сделать современному праву? Сразу отметим, что и те и другие в основном отчуждаются в виде информации (данных) и технические возможности контроля её движения и использования неуклонно количественно и качественно растут, и что немаловажно дешевеют.
Удивительно также, что авторы коммунистических моделей, упускают что обмен в чистом виде с внешним “миром”, в его почти натуральном виде всё более и более исчезает из видимых экономических отношений, а роль РТ растёт, да есть мнения что его положительная роль сегодня почти исчерпана, но ведь продукт то становится товаром не оттого что он элемент РТ, а от частного способа организации этого РТ, общественного по своей сути, что и должны сделать явным новые общественные отношения. Как это будет происходить? У нас есть только один практический опыт - опыт СССР, который мы пока совершенно недостаточно изучаем, а подавляющая часть и социальных и правовых проблем отчуждения решалось там в правильном направлении.
6. Отрицание отчуждения
Ну хорошо скажет настойчивый читатель, а чем собственно плохо отчуждение в быту, откуда возникает его социально-бытовое отрицание, в чем его вредность. Вопрос справедливый, но ответ будет коротким (чай полночь уже) - неравным обменом, т.е.объективным или субъективным недовольством оценки своего труда рабочим, которое наблюдалось и при “уравниловке” в СССР и в отсутствии оной.
7. Снятие отчуждения
Кратко. Полное снятие отчуждения невозможно и вредно, ибо предполагает отчуждение человека от общества, окончательный отказ от вполне человеческого желания поделиться с плодами своего труда. Капитализм снимает отчуждение через деньги, индивидуализацию стоимостной оценки конкретной рабочей силы, расширение удовлетворения лже-человеческих потребностей.
Коммунизм, как процесс положительно снимает отчуждение через ликвидацию его внешнего товарного и денежного проявления, через метаморфоз найма при социализме (вполне работало в СССР), в возврате где это возможно права распоряжения продуктами впитавшими часть собственного труда, например как возможность брать работником требуемое на личное потребление нужное кол-во “коврижек” с производства коврижек, что в СССР часто или игнорировалось или реализовывалось в извращённой форме, уменьшение рабочего дня и т.д. и т.п. шаги по ликвидации институтов и рудиментов частной собственности, собственно и являющихся главной основой отчуждения.
ЗЫ
Пока лень проверять орфографию, утро вечеро мудренее, да и лучше научится короче писать. :-)
no subject
Date: 2011-12-31 05:48 am (UTC)